Раздаточная коробка тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л
Рубрика - Коробка передачРаздаточная коробка предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к карданному приводу переднего ведущего моста.
Раздаточная коробка представляет собой одноступенчатый шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода.
- шестерня промежуточная
- подшипник
- шестерня КПП
- ось
- гайка
- внутренняя обойма
- пружина поджима ролика
- штифт
- ролик
- шестерня
- зубчатая муфта
- фланец
- вилка
- корпус
- пружина
- вал
- подшипник
- гайка
- упор тяги
- стойка
- тяга управления
Включение и выключение раздаточной коробки (переднего ведущего моста) при переднем ходе трактора обеспечивается автоматически с помощью муфты свободного хода при буксовании задних колес более установленного.
Конструкцией раздаточной коробки предусмотрена возможность принудительного включения и отключения переднего ведущего моста как при заднем, так и при переднем ходе трактора в зависимости от условий работы.
Синхронный привод к раздаточной коробке осуществляется от шестерни 3 коробки передач через промежуточную шестерню 1, смонтированную на двух конических роликовых подшипниках 2 на оси 4 в расточке корпуса коробки передач; подшипники регулируются гайкой 5.
Управление муфтой 11 осуществляется тягой 21, имеющей упор 19, фиксируемый в пазах стойки 20, закрепленной справа на полу кабины.
Автоматическое включение переднего ведущего моста обеспечивается при соединении зубчатого венца внутренней обоймы 6 с зубчатым венцом муфты 11 при среднем положении "Б" тяги с фиксацией упора 19 в среднем пазу стойки (рис. ниже).
- "а" - положение упора 19, тяги 21 и муфты 11 при отключенной муфте свободного хода
- "б" - положение упора 19, тяги 21 и муфты 11 при включенной муфте свободного хода
- "в" - положение упора 19, тяги 21 и муфты 11 при принудительном включении переднего ведущего моста
Когда задние колеса хорошо сцепляются с почвой и не пробуксовывают, передние колеса и привод переднего моста вращаются вхолостую.
При этом внутренняя обойма 6 (рис. выше "Раздаточная коробка с управлением") муфты свободного хода, жестко связанная с карданным валом, получая вращение от передних колес, обгоняет по оборотам наружную обойму.
В случае отставания наружной обоймы по оборотам заклинивания роликов и включения переднего моста не происходит.
При буксовании задних колес передние уменьшают скорость до тех пор, пока обороты внутренней обоймы не сравниваются с оборотами наружной. Как только это случится, ролики муфты заклиниваются и соединяют в одно целое обе обоймы, в результате чего привод переднего моста синхронно подключается к коробке передач.
Принудительное включение осуществляется зубчатой муфтой 11, которая, перемещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни 10 и, соединяя ее непосредственно с валом 16, блокирует муфту свободного хода. Фиксирующий упор тяги 19 при принудительном включении находится в верхнем пазу стойки (положение "В", см. схему управления муфтой принудительного включения переднего моста выше).
Отключение муфты свободного хода осуществляется при полном выводе муфты 11 из зацепления с зубчатым венцом внутренней обоймы 6. Упор тяги 19 при этом находится в нижнем пазу стойки (положение "А").
Отключение муфты свободного хода обязательно производите при работе на дорогах с твердым покрытием.
Принудительное включение используйте при трогании с места передним и задним ходом, если необходимо преодолеть большое тяговое сопротивление или переехать через очевидные дорожные препятствия, а также при непрерывной и длительной работе на рыхлых и влажных почвах (на пахоте, закрытии влаги, уборке свеклы), когда задние колеса постоянно буксуют.