Органы управления

Расположение органов управления трактором показано на рисунках, приведенных в этой статье.

1 - блоки плавких предохранителей цепей электрооборудования трактора. Электроцепи, защищаемые предохранителями, указаны на схеме.

Схема электроцепей трактора, защищаемых плавкими предохранителями

Схема электроцепей трактора, защищаемых плавкими предохранителями

  • 1 - задние фары
  • 2 - стоп-сигнал
  • 3 - указатели поворотов
  • 4 - звуковой сигнал
  • 5 - указатель температуры воды, стеклоомыватель, указатель уровня топлива
  • 6 - электродвигатель вентилятора блока отопления и охлаждения
  • 7 - плафон и стеклоочиститель
  • 8 - дальний свет
  • 9 - ближний свет левой фары
  • 10 - ближний свет правой фары
  • 11 - левые габаритные огни
  • 12 - правые габаритные огни

2 - рукоятка троса аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача воздуха в цилиндры и дизель останавливается. При отпускании последняя автоматически возвращается в исходное положение.

3 - рычаг (рис. ниже) управления муфтой сцепления и шестерней включения редуктора пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При повороте рычага на себя шестерня включения редуктора входит в зацепление с венцом маховика основного дизеля, а муфта сцепления при этом выключается. При повороте рычага от себя муфта сцепления редуктора включается. Нейтральное положение рычага - вертикальное.

Контрольные приборы и органы управления трактора

Контрольные приборы и органы управления трактора

4 - рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя (МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя с помощью троса воздушная заслонка открывается, при возвращении рукоятки в исходное положение - закрывается.

5 - рычаг и 47 - педаль управления подачей топлива. Крайнее верхнее положение рычага соответствует нулевой подаче топлива, при перемещении рычага вниз подача топлива увеличивается. Педаль управления совершает аналогичную работу.

6 - рукоятка управления краником топливного бака пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя краник топливного бака открывается, а при возвращении рукоятки в исходное положение - закрывается.

7 - маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, против часовой стрелки - опускается; при опускании шторки температура охлаждающей жидкости понижается.

8 - рукоятка (рис. выше) управления блокировкой дифференциала. Рукоятка имеет три положения: I - "блокирование дифференциала выключено"; II - "автоматическое блокирование"; III - "принудительное блокирование".

Порядок пользования рукояткой управления блокировкой дифференциала изложен в статье "Блокировка дифференциала заднего моста".

9 - выключатель магнето пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). После нажатия на кнопку прекращается подача тока на искровую свечу пускового двигателя.

11 - выключатель звукового сигнала. Выключатель стеклоочистителя (смотрите рисунок в этой статье, позиция 13, см. форзацы книги).

Выключатель плафона освещения кабины (см. рис. в статье "Общее устройство электрооборудования тракторов мтз-80, мтз-82", позиция 11).

15 - переключатель указателей поворота. Переключатель имеет три положения: правое - включены указатели правого поворота, левое - включены указатели левого поворота, среднее - выключено.

19 - переключатель ближнего и дальнего света. Переключатель имеет два положение: левое - "дальний свет", правое - "ближний свет".

21 - выключатель стеклоомывателя.

22 - рулевое колесо поворота трактора. Для удобства входа и выхода из кабины, а также для улучшения условий труда водителя предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед и регулировка положения рулевого колеса по вертикали в пределах 120 мм. Подробно о регулировках рулевого колеса смотрите в статье "Привод рулевого механизма".

26 - выключатель стартера (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); включатель стартера и предпускового электрофакельного подогревателя дизеля Д-240 (для МТЗ-80 и МТЗ-82). Для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л включатель имеет два положения: I - "выключено", II - "включен электростартер пускового двигателя". Поворот включателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение ключ возвращается автоматически под действием пружины; для МТЗ-80 и МТЗ-82 выключатель имеет три положение: нейтральное - "выключено", второе - "включена спираль накаливания электрофакельного подогревателя", третье - "включены электромагнитный клапан (при включенной спирали накаливания электрофакельного подогревателя) и стартер".

Поворот выключателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение выключатель возвращается под действием пружины.

27 - рукоятка фиксатора рулевого колеса. Рукоятка имеет два положения: нижнее - фиксатор защелкнут и постоянно удерживается в этом положении с помощью пружины и верхнее - принудительно перемещается и удерживается рукой для обеспечения возможности откидывания рулевого колеса при входе и выходе из кабины.

28, 29, 31 - рычаги управления распределителем гидросистемы: 28 - правым выносным цилиндром, 29 - левым выносным цилиндром и 31 - задним цилиндром. Каждый рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее - "плавающее", среднее нижнее - "нейтральное", нижнее - "подъем" и одно нефиксируемое - среднее верхнее положение - "опускание принудительное", при использовании этой позиции рычаг удерживайте рукой.

30 - рычаг управления гидроувеличителем сцепного веса. Рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее - "заперт", среднее верхнее - "выключен", среднее нижнее - "включен", нижнее - "сброс давления" - не фиксируется, рычаг следует удерживать рукой.

Схема управления рычагами 28, 29, 30 и 31, а также маховичком 49 показана на рисунке ниже.

Схема управления гидросистемой трактора

Схема управления гидросистемой трактора

32 - рычаг управления задним валом отбора мощности (ВОМ).
Рычаг имеет два положения: нижнее - "ВОМ выключен", верхнее - "ВОМ включен".

33 - рычаг управления стояночно-запасным тормозом. При перемещении рычага на себя происходит торможение, от себя (предварительно нажав на кнопку рукоятки) - растормаживание.

34 - рукоятка управления силовым (позиционным) регулятором. При перемещении рукоятки от себя до упора в маховичок-ограничитель орудие опускается, при перемещении на себя до упора в крайнее положение на секторе орудие поднимается. Рукоятку удерживайте в этом положении до полного подъема орудия, после чего отпустите рукоятку, и она автоматически установится на фиксатор сектора. Подробно об управлении силовым (позиционным) регулятором смотрите в рубрике "Порядок работы с сельскохозяйственными машинами и орудиями".

35 - рычаг включения блокировки навесного устройства.

36 - тяга управления раздаточной коробкой (только для МТЗ-82 и МТЗ-82Л). Тяга имеет три положения: крайнее нижнее с фиксацией упором в нижнем пазу стойки - "муфта свободного хода отключена"; среднее с фиксацией в среднем пазу стойки (упор удерживает тягу от перемещения в крайнее нижнее положение) - "муфта свободного хода включена"; крайнее верхнее с фиксацией упором в верхнем пазу стойки - "принудительно включен передний ведущий мост".

37 - выключатель "массы" аккумуляторных батарей. "Масса" включается нажатием на вертикальный шток и выключателя при нажатии на горизонтальный шток.

38 - выключатель задних фар (справа от сиденья на боковой стенке).

39, 42 - педали тормозов. Тормоза включаются нажимом ноги на педали вперед. При перемещении педали 39 правого тормоза включается пневматический привод тормозов прицепа.

40 - соединительная планка тормозных педалей. Планка блокирует педали для одновременного торможения левым и правым тормозами.

41 - переключатель силового (позиционного) регулятора. При повороте переключателя вправо (по ходу трактора) включается позиционное регулирование, влево - силовое регулирование.

43 - рычаг переключения передач. Сначала рычагом включите I или II ступени редуктора, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включите нужную передачу, как показано на рисунке ниже.

Схема управления рычагом коробки передач

Схема управления рычагом коробки передач

44 - крышка смотрового люка для доступа к переключателю 41 и ручке 6 (рисунок расположен в этой статье) регулирующего крана силового регулятора.

При перемещении ручки назад кран закрывается, при перемещении вперед - открывается.

Подробно о регулирующем кране регулятора смотрите в статье "Силовой (позиционный) регулятор".

45 - поводок переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При повороте поводка против часовой стрелки включается синхронный привод, при повороте по часовой стрелке - независимый; среднее положение соответствует нейтрали.

46 - выключатель блока отопления (охлаждения) кабины.

48 - рукоятка тяги управления захватами гидрокрюка. Верхнее положение рукоятки - "захваты освобождены от нагрузки", нижнее положение - "захваты под нагрузкой".

49 - маховичок ГСВ для регулировки давления подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, при повороте против часовой стрелки - увеличивается.

50 - педаль муфты сцепления. При нажатии на педаль вниз муфта сцепления выключается. При снятии ноги с педали муфта сцепления включается автоматически под действием пружин.

51 - рычаг переключения понижающего редуктора. Рычаг имеет два положения: крайнее заднее - "прямая передача", крайнее переднее - "понижающая передача".

52 - центральный переключатель, имеет три положения: I - "выключено" (находится в крайнем переднем положении); II - "включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака и контрольно-измерительных приборов на щитке, дополнительные фары на прицепной машине" (находится в среднем положении); III - "включены все потребители положения II и передние фары" (занимает крайнее выдвинутое положение).

53 - маховичок механизма фиксации регулировки рулевого колеса по высоте.

54 - рукоятка (рис. ниже) регулирования сиденья по весу водителя. При вращении рукоятки по часовой стрелке грузоподъемность увеличивается, против часовой - уменьшается.

Органы регулирования сиденья

Органы регулирования сиденья

  • 54 - рукоятка регулирования сиденья по весу водителя
  • 55, 56 - болты
  • 57 - фиксатор механизма наклона спинки сиденья
  • 58 - кнопка для разъединения замка ремня безопасности
  • 59 - рычаг блокировки механизма передвижения сиденья
  • 60 - рукоятка регулировки сиденья по высоте

55, 56 - болт.

57 - фиксатор механизма наклона спинки сиденья. Регулировка наклона производится поворотом спинки сиденья из крайнего заднего положения вперед до выбранного водителем положения. Предварительно необходимо повернуть спинку сиденья вперед до упора (при этом фиксатор остается в открытом положении), а затем перевести в крайнее заднее положение. Фиксаторы при этом закрываются с обеих сторон.

58 - кнопка для разъединения замка ремня безопасности.

59 - рычаг блокировки механизма передвижения сиденья. При переводе рукоятки влево сиденье имеет возможность перемещаться вперед или назад.

60 - рукоятка регулировки сиденья по высоте. При вращении рукоятки по часовой стрелке посадочное место сиденья поднимается, в обратном направлении - опускается.

61 - рукоятка (рис. ниже) включения (выключения) привода компрессора. Рукоятка имеет два положения: у компрессора А29.01 горизонтальное левое - "выключен", у компрессора 60.113 горизонтальное левое - "включен", горизонтальное правое - "выключен".

Привод компрессора

Привод компрессора

  • 61 - рукоятка включения привода

62 - рычаг (рис. ниже) и рукоятка 63 - включения насоса гидросистемы. Рычаг имеет два положения: верхнее - "насос включен", нижнее - "насос выключен". Для перемещения рычага оттяните рукоятку 63 вместе с фиксатором до выхода его из паза пластины и переведите в требуемое положение.

Управление насосом гидросистемы

Управление насосом гидросистемы

  • 62 - рычаг включения насоса
  • 63 - рукоятка рычага

64 - поводок (рис. ниже) переключения независимого двухскоростного ВОМ. При повороте поводка по часовой стрелке до упора (положение II) включается II скорость (n = 1000 об/мин.), при повороте против часовой стрелки (положение I) - I скорость (n = 545 об/мин.); перед переключением отверните на один оборот болт 65, после переключения заверните его до отказа.

Переключение привода двухскоростного ВОМ

Переключение привода двухскоростного ВОМ

  • 64 - поводок переключения ВОМ
  • 65 - болт