Устройство и работа коробки перемены передач
Рубрика - Коробка передачКоробка передач (рис. ниже) содержит расположенные в корпусе 5 соосные между собой первичный 3 и вторичный 10 валы, а также параллельно им расположенные промежуточный вал 2 и вал I передачи и заднего хода 58.
Первичный вал установлен на двух шарикоподшипниках, один из которых размещен в стакане 6, прикрепленном к корпусу, а второй - в расточке переднего конца вторичного вала. На шлицах вала установлены ведомая шестерня понижающего редуктора 4 и передвижные ведущие шестерни 8 III передачи и 7 IV и V передач.
На шлицах полого промежуточного вала 2 неподвижно закреплены ведомые шестерни 40, 43 и 39. На ступице шестерни 39 вращается промежуточная шестерня 37. Шестерня 37 находится в постоянном зацеплении с шестерней 8, обеспечивая возможность включения пониженных передач и передач заднего хода через шестерню 56, а также применение ходоуменьшителя и бокового ВОМ. На шлицах задней части вала 2 подвижно установлена ведущая шестерня I ступени редуктора 36.
Опорами промежуточного вала являются шарикоподшипник 44 и бронзовая втулка 34, установленная в отверстии ведущей шестерни II ступени редуктора 35. Шестерня 35, установленная в стакане на двух роликовых подшипниках 33, снабжена наружным и внутренним зубчатыми венцами, а на заднем торце - кулачками для привода синхронного заднего ВОМ. В отверстии шестерни штифтами закреплено гнездо 30 с бронзовой втулкой 31, являющейся опорой внутреннего вала 32; снаружи на шестерне закреплена крыльчатка 29, служащая для улучшения смазки шестерен главной передачи и дифференциала путем интенсивного разбрызгивания масла.
Вторичный вал 10 на переднем конце имеет наружный и внутренний венцы, выполненные с ним заодно. Опорами вторичного вала являются роликовые конические подшипники 27 и 28, на шлицах вала неподвижно установлены ведомая шестерня II ступени редуктора 26 и ведущая коническая шестерня главной передачи 25, которая крепится с торца гайкой 24.
При зацеплении шестерни 36 с наружным венцом вторичного вала 10 включена I ступень редуктора, которая обеспечивает I, III, IV и V передачи переднего хода и I передачу заднего хода, остальные передачи обеспечиваются II ступенью. Перемещая шестерню 36 назад до полного зацепления с внутренним венцом шестерни 35, включается II ступень редуктора.
При включении I (или III) ступени редуктора блок шестерен 7 при движении вперед включает V (или VIII), а при движении назад - IV (или VII) передачи. Шестерня 8 при движении вперед включает III (или VI) передачу, а при движении назад входит в зацепление с зубьями внутреннего венца вторичного вала 10, включая прямую (IX) передачу.
Вал 58 приводится через ведомую шестерню пониженных передач и заднего хода 56 (при этом шестерня 55 соединена с внутренним шлицевым венцом шестерни 56 и вала 58, как показано на рис. б). При перемещении скользящей шестерни пониженных передач и заднего хода 56 назад включается I (или II) передача, а при перемещении вперед - передачи заднего хода (через шестерни 56, 41 и 43 на промежуточный вал 2). Промежуточная шестерня 41 заднего хода вращается на неподвижной оси 42 и находится в постоянном зацеплении с меньшим венцом шестерни 43. При работе с включенным ходоуменьшителем вращение передается от шестерни 37 на шестерню 56, которая при этом вращается на валу 58, так как при установке ходоуменьшителя пружинное кольцо 54 сдвигается до упора в бурт вала, а шестерня 55 рычагом 5 (смотрите рисунок в статье "Ходоуменьшитель") выведена из зацепления с шестерней 56.
На переднем торце корпуса коробки соосно с промежуточным валом закреплено гнездо 45 (рис. а), внутри которого установлен передний подшипник внутреннего вала, а снаружи - подшипники промежуточной шестерни редуктора 46. Справа и слева корпус коробки имеет люки, закрываемые боковыми крышками, при снятии которых может быть произведен осмотр деталей коробки, а также произведена установка на трактор бокового ВОМ, ходоуменьшителя и раздаточной коробки привода переднего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л.
- гайка промежуточного вала
- промежуточный вал
- первичный вал
- шестерня ведомая понижающего редуктора
- корпус коробки передач
- стакан первичного вала
- шестерня скользящая 4-й и 5-й передач
- шестерня скользящая 3-й передачи
- полозок вилки
- вал вторичный
- шарик
- крышка коробки передач
- пробка заливная
- шаровая опора
- рычаг переключения передач
- резиновый чехол
- штифт
- рамка
- валик рамки
- шарик выключателя
- выключатель ВК403
- прокладка регулировочная
- прокладка регулировочная
- гайка вторичного вала
- шестерня ведущая главной передачи
- шестерня ведомая II ступени редуктора
- конический роликоподшипник
- конический роликоподшипник
- крыльчатка
- гнездо внутреннего вала
- втулка бронзовая
- вал внутренний
- подшипник роликовый
- втулка бронзовая
- шестерня ведущая II ступени редуктора
- шестерня ведущая I ступени редуктора
- шестерня промежуточная
- подшипник роликовый
- шестерня ведомая 3-й передачи
- шестерня ведомая 4-й передачи
- шестерня промежуточная заднего хода
- ось промежуточной шестерни
- шестерня ведомая 5-й передачи и заднего хода
- подшипник
- гнездо внутреннего вала переднее
- шестерня промежуточная понижающего редуктора
- валик переключения редуктора
- поводок
- шестерня промежуточная
- вилка
- упорное кольцо
- прокладка крышки
- крышка бокового люка левая
- пружинное кольцо
- шестерня ведомая включения ходоуменьшителя
- шестерня ведомая 1-й передачи и заднего хода
- шестерня скользящая 1-й передачи и заднего хода
- вал 1-й передачи и заднего хода
- а - упорная шайба