Топливный насос
Рубрика - Топливная системаНа дизеле устанавливается четырехплунжерный топливный насос высокого давления УТН-5. Насос прикреплен с левой стороны дизеля к щиту распределения и приводится в действие от коленчатого вала через распределительные шестерни.
Назначение топливного насоса - подавать топливо через форсунки в камеры сгорания под высоким давлением в определенный момент строго дозированными порциями, соответствующими нагрузке дизеля.
Топливный насос объединен в один агрегат с всережимным центробежным регулятором и подкачивающим насосом.
Устройство топливного насоса показано на рисунке ниже. Для доступа к деталям насоса в корпусе 46 имеется боковой люк, закрываемый крышкой 69. Осевой люфт кулачкового вала в шарикоподшипниках устанавливайте набором регулировочных прокладок 44. На передней части кулачкового вала с помощью гайки 48 закреплена шлицевая втулка 49, через которую вал соединяется с шестерней привода топливного насоса и компрессора. От разворота в корпусе толкатели 52 фиксируются болтами. В толкатель ввернут болт 53 с контргайкой, служащий для регулирования начала подачи топлива по углу поворота кулачкового вала.
Правильное положение втулки плунжера 7 относительно корпуса насоса обеспечивается цилиндрическим штифтом 68, который от осевого перемещения удерживается крышкой 69. Поворотная втулка 11 имеет пазы для соединения с хвостовиком плунжера. Количество впрыскиваемого секциями топлива и равномерность подачи регулируются поворотом втулки 11 относительно зубчатого венца 10. Для поворота втулки необходимо предварительно ослабить стяжной винт 75 зубчатого венца 10.
При вращении кулачкового вала топливного насоса плунжерам сообщается возвратно-поступательное движение. При движении плунжера вниз под действием пружины 55 топливо под давлением 0,7-1,2 кгс/см2 (0,07-0,12 МПа), создаваемым подкачивающим насосом, поступает в канал 65 корпуса и через впускное отверстие втулки 67 в надплунжерное пространство.
При движении плунжера 8 вверх топливо перепускается в канал 65 до тех пор, пока торцевая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки 67. При дальнейшем движении плунжера вверх давление возрастает и при значении, равном 175-180 кгс/см2 (17,5-18,0 МПа), начинается впрыск топлива в цилиндр двигателя. Конец нагнетания (отсечка) топлива происходит в момент, когда винтовая кромка плунжера 8 откроет отсечное отверстие 66 во втулке плунжера. Давление топлива в топливопроводе резко падает и нагнетательный клапан 4 под действием пружины 3 садится на седло 5. При перемещении рейки 57 плунжер поворачивается и регулирующая винтовая кромка открывает отверстие втулки раньше или позже, а следовательно, изменяется и количество подаваемого топлива. Перепускной клапан 63 установлен в задней части головки топливного насоса и служит для перепуска излишка топлива, подаваемого подкачивающим насосом, и поддержания необходимого давления (0,7-1,2 кгс/см2) в каналах головки топливного насоса. Излишек топлива через клапан 63 и трубу 60 поступает в подкачивающий насос 21 (см. рис. "Схема системы питания дизеля"). Болт 58 предназначен для удаления воздуха из топливных каналов насоса.
Система смазки топливного насоса объединена с регулятором. Заливка масла в насос осуществляется через маслозаливное отверстие корпуса регулятора, закрываемое пробкой 72; уровень масла контролируется по контрольной пробке; слив масла - через сливное отверстие, закрываемое пробкой 33. Сливная трубка служит для слива излишков смазки и просочившегося топлива из корпуса насоса. В 1982 году в конструкцию насоса внесены изменения.
- нажимной штуцер
- зажимы
- пружина
- нагнетательный клапан
- седло клапана
- прокладка
- втулка плунжера
- плунжер
- пробка
- зубчатый венец
- поворотная втулка
- крышка регулятора
- тяга рейки
- рычаг пружины
- пружина регулятора
- пружина обогатителя
- сапун
- основной рычаг
- корпус корректора
- шток корректора
- винт регулировочный
- промежуточный рычаг
- болт номинала
- болт
- корпус регулятора
- ось груза
- пята
- муфта
- ось пяты
- ось рычага
- грузы регулятора
- упорные шарикоподшипники
- спускная пробка
- ступица грузов
- сухарь амортизатора
- шайба
- стакан подшипника
- маслоотражатель
- рычаг управления
- кулачковый вал
- заглушка
- эксцентрик привода подкачивающего насоса
- фланец для крепления подкачивающего насоса
- регулировочная шайба
- плита крепления
- корпус насоса
- маслоподводящее отверстие
- гайка валика
- шлицевая втулка
- установочный фланец
- манжета
- толкатель с роликом
- регулировочный болт толкателя
- тарелка пружины (нижняя)
- пружина плунжера
- тарелка пружины
- зубчатая рейка
- болт для спуска воздуха
- канал для отвода топлива
- перепускная трубка
- корпус перепускного клапана
- пробка
- шарик-клапан
- отверстие для подвода топлива
- канал для подвода топлива
- отсечное отверстие
- впускное отверстие втулки плунжера
- штифт
- крышка люка
- регулировочный винт
- прокладка
- заливная пробка
- регулировочный винт
- пружина корректора
- стяжной винт